Про скаутов и забор с ромашками
Когда-то в нашем монастыре стоял величественный Троицкий собор, двухэтажный, пятиглавый, четырехпрестольный. Собор был построен в конце 19 века, при архимандрите Матфее, и имел некоторое внешнее сходство с Соловецким Преображенским собором, ведь монастырский архитектор, монах Феодосий, начинал своё монашеское делание в Соловецком монастыре. Кирпич для строительства Троицкого собора обжигали на месте, благо, глина под ногами имеется. Архимандрит Матфей самолично налаживал процесс обжига, своими руками делал первые кирпичи. В притворе Троицкого собора он и был похоронен, под плитой с надписью: «На сем месте погребен Настоятель Священно-Архимандрит О. Матфей. Происходил из купцов г. Вятки, в монашество поступил в 1839 году с Соловецком Монастыре. В 1866 г. Указом Святейшего Синода перемещен в Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь на должность Настоятеля. Скончался 11-го апреля 1895 г. на 81 году от рождения». Рядом, под такой же плитой, был похоронен иеромонах Паисий. Обе плиты теперь стоят в храме Успения Пресвятой Богородицы, а мощи угодников Божиих архимандрита Матфея, иеромонаха Паисия, иеромонаха Феофилакта и иеромонаха Амвросия покоятся в раках у южной стены храма Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Рассказывают, что мощи благоухали, когда их подняли и внесли в храм. Это случилось 14 октября 1994 года. С тех пор к ним едут люди, поскольку отцы-основатели обители «точат исцеление всем с верою притекающим».
Стены собора были толстыми, кирпича на постройку ушло немало.
Дивно красив был монастырь: в центре возвышалась величественная колокольня, в первом этаже колокольни разместился храм Зосимы и Савватия Соловецких, во втором этаже – храм Святителя Николая, к востоку от колокольни – Троицкий собор, а к западу – Успенская церковь. В храмах благолепие, иконы греческого письма золотом горят, ризами драгоценными сияют. Вокруг монастыря монастырские стены построены, над святыми вратами храм Архангела Михаила помещается, а по углам - четыре башни, похожие на башни Соловецкого монастыря. Стоял монастырь, как и поныне стоит, на высоком холме над рекой Вычегдой. Виден был издалека. На много верст вокруг был слышен звон монастырских колоколов: и в Озъяге, и в Деревянске, и в Руче, а иногда даже в Усть-Куломе.
В 1917 году случилась революция. Вместо православного царя стали править нашей страной безбожники. Первым делом решили они весь народ в безбожников превратить. И для этого стали закрывать и разрушать храмы и монастыри, мучить и убивать священников, монахов, верующих людей, которые даже под страхом смерти не отказались от Христа. Многих из них Господь прославил в лике святых новомучеников Российских, в том числе 17 новомучеников Сыктывкарских и Коми-Зырянских. Двое из них были монахами нашего монастыря: иеромонах Платон (Колегов) и иеромонах Мелетий (Федюнев).
Не поздоровилось и монастырским зданиям: храмы осквернили, колокола разбили, кресты с куполов сбросили. Размещали в монастыре то сельскохозяйственное училище, то больницу, то детский сад, в храмах устраивали свинарники и уборные. А в самом центре монастыря нашли….месторождение кирпича – Троицкий собор. Стали его разбирать – кирпич добывать. Долго добывали, пока не остались на месте собора только кучи мусора.
Прошло время безбожной власти. В 1994 году пришли в монастырь монахи во главе с игуменом Питиримом, нынешним епископом Сыктывкарским и Воркутинским. Стали Богу служить, восстанавливать монастырь, ремонтировать и освящать храмы. Место, где когда-то стоял Троицкий собор, обнесли забором, поставили крест там, где был главный престол и там, где покоились отцы – основатели монастыря.
Много работы было в монастыре, но немало и желающих потрудиться во Славу Божию. В том числе подростки – скауты. Именно им поручили покрасить упомянутый забор, получился зелёный забор разукрашенный ромашками. Красиво.
Если рассказываешь паломникам о монастыре, можно сказать: «Там, где сейчас забор с ромашками, раньше стоял Троицкий собор». Сразу понятно.
Однажды приехали на экскурсию молодые люди из Сыктывкара, компания друзей. В храме сразу стало видно, что люди они не церковные. Только один юноша осенял себя крестным знамением, кланялся, благоговейно прикладывался к иконам. Оказалось – один из тех скаутов, что забор с ромашками красили.
Назад к списку