Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь - Жизнеописане иеромонаха Паисия (Мешкова)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Сайт создан по благословению Игумена монастыря игумена Саввы (Гладкова)

Жизнеописане иеромонаха Паисия (Мешкова)

19 марта/1 апреля

Жизнеописание иеромонаха Паисия (Мешкова)_

1818-1892

Подвижник веры и благочестия иеромонах Паисий родился в 1818 году в семье московского цехового мещанина Петра Мешкова. В святом крещении был наречен Павлом. Родители его были людьми благочестивыми. Они с детства обучили сына письму и грамоте, приучили к молитве и церковной службе.

До 30 лет Павел Мешков благочестиво трудился в миру, приобретя некоторую опытность в делах, однако не был женат, имея твердое желание посвятить свою жизнь служению Богу в монастыре. В 1848 году, в возрасте 30 лет Павел Мешков пришел на жительство в Соловецкий монастырь. Пять лет он трудился и молился проверяя себя, прежде чем 2 октября 1853 года был зачислен в послушники. А вскоре ему вместе с другими насельниками довелось защищать монастырь от врага. Шла Крымская война. В июле 1854 года военные корабли англичан - союзников Турции – вошли в Святую бухту, начался обстрел монастыря из корабельных орудий. Монахи же, отказавшись пустить врага в монастырь, усилили молитву, пошли крестным ходом вокруг монастыря по монастырским стенам. Стали приводить в порядок старинное  оружие, хранившееся в подвалах монастыря. Милостию Божией в монастыре никто не пострадал от обстрела, а англичане вскоре убрались восвояси. За участие в обороне монастыря послушник Павел Мешков был награждён памятной бронзовой медалью на Андреевской ленте.

16 марта 1858 года, в возрасте 40 лет, принеся плоды послушания, он принял монашеский постриг с именем Паисий, и вскоре после пострига, 20 апреля 1858 года, рукоположен во иеродиакона. Ещё через три года, 13 августа 1861 года, рукоположен во иеромонаха. С тех пор главным деланием иеромонаха Паисия стали молитва и церковная служба. Согласно Уставу Соловецкой обители, все священнослужители (за исключением занятых на некоторых требовавших особой квалификации трудовых послушаниях) обязаны были присутствовать на всех службах суточного круга. Отмечая любовь иеромонаха Паисия к книгам, его аккуратность и кропотливость, 2 октября 1865 года он был определен к исправлению должности содержателя богатейшей монастырской библиотеки.

Священноначалие Соловецкого монастыря рекомендовало его так: «Качеств хороших, к послушаниям способен и усерден».

В 1866 году, прожив в Соловецком монастыре 18 лет, сроднившись с ним и напитавшись его духом, иеромонах Паисий был  назначен казначеем возобновляемого Троице-Стефановского Ульяновского монастыря. На этой должности он находился вплоть до своей смерти. Согласно Указу Святейшего Правительствующего Синода (за №1251) от 17 мая 1866 года, он направлялся туда вместе с настоятелем - строителем иеромонахом Матфеем, иеромонахом Амвросием и иеродиаконом Феофилактом. Подвижнику было  48 лет. Крепкий силами, опытный в делах монастырского общежития и преданный иночеству, усердный молитвенник, постник, он был наделён ещё и организаторскими способностями.

Переводу подвижника в Ульяновский монастырь предшествовало учреждение в Устьсысольском уезде Вологодской епархии общежительного Троице-Стефановского Ульяновского монастыря. Ульяновсий Монастырь был основан ещё святителем Стефаном Пермским в конце XIV века, позднее  разорён язычниками, в середине XVII восстановлен трудами московского священно-инока Филарета Тюрнина, но позднее упразднён. Вновь был учреждён с Высочайшего соизволения в 1860 году, по желанию духовенства и жителей зырянского края. В их ходатайстве об открытии монастыря говорилось, что в Устьсысольском и Яренском уездах, населенных зырянами, на протяжении более 1000 верст нет ни одной обители, в коей бы можно было найти зырянину тихое пристанище для избавления от треволнений житейских и для спасения души. Однако вновь открытый монастырь находился в положении крайнего запустения. Через четыре года после открытия, в 1864 году, в нем подвизалось малое количество иноков преклонного возраста, которые просили Вологодского Преосвященного вызвать к ним одного из опытных в духовной жизни старцев Соловецкого монастыря. Он принял бы обитель под свое настоятельство, приведенных с собою подвижников из числа Соловецкой братии определил в должности казначея, духовника и эконома и ввел бы там Соловецкий общежительный устав. Поддерживая эту просьбу, Вологодский Преосвященный Христофор обратился к настоятелю Соловецкого монастыря, а настоятель – к братии Соловецкого монастыря, с просьбой помочь братии Ульяновской обители. В своём ответе Вологодскому Преосвященному настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий в октябре 1864 года писал:

«……..изъявили согласие на поступление в Ульяновский Монастырь следующие из Соловецкого братства лица: в должность Настоятеля Иеромонах Матфей, бывший более десяти лет Наместником Соловецкого Монастыря и совершенно сведущий во всех частях общежития Монастырского, и в помощь ему для занятия должностей: Казначея Иеромонах Паисий, Духовника — Иеромонах Амвросий, Эконома — Иеродиакон Феофилакт и кроме того послушник Федор Ватаманов из зырян.

Долгом своим считаю удостоверить Ваше Преосвященство, что вся означенная братия избраны мною к послушанию в Стефановский Ульяновский Монастырь с отличными нравственными качествами и испытанной иноческой жизни».

Тяжело было подвижникам покидать родную Соловецкую обитель. Ещё более года пробыли они в Соловецком монастыре, трудясь и подготавливая себе преемников. Всё это время они непрестанно молились о ниспослании Божией помощи в предстоящем им новом деле. Заботясь о наилучшем исполнении предстоящего послушание, они обратились к священноначалию, испрашивая необходимейшие условия для устройства удаленной Ульяновской обители, а именно: иметь позволение об увеличении штата монашествующих, притом принятие вновь приходящих в число братства и увольнение из него производить с согласия Настоятеля со старшею братиею, а людей, штрафуемых на исправления, в монастырь не присылать; а также иметь дозволение самостоятельно вести хозяйственную деятельность. Для себя же подвижники просили, чтобы епархиальное начальство не разлучало их переводом в другие монастыри и чтобы позволено было им  «при старости или болезненности возвратиться для успокоения в Соловецкий Монастырь».

 

День расставания подвижников с Соловецким монастырём наступил. Один из них, летописец монастыря инок Арсений, свидетельствует:

«Наместник Соловецкого Монастыря, Иеромонах Матфей, 22 Июня 1866 года в последний раз совершил Божественную литургию в храме преподобных Зосимы и Савватия. В сослужении участвовали Иеромонахи: Паисий и Амвросий и Иеродиакон Феофилакт. Все эти пять иноков назначены волею высшего Начальства отправиться на новое место, в неведомую им страну, для устройства обители в среде зырянского населения. Проживши десятки лет в Соловецком Монастыре, сроднившись с ним духом и плотию, воспитавши себя на его правилах, они приняли хотя и со скорбию сердечною, но безропотно крест послушания на предстоящий подвиг, испрашивая у Соловецких угодников благословение на трудное и необычное для них дело.

После обедни отслужен был напутственный молебен, где воссылали свои горячие молитвы к Господу три послушника, тоже сопутствующие инокам, и один монах. … Отправлявшиеся старцы сходили к настоятелю Монастыря, Архимандриту Феофану, простились с ним, приняли благословение, выслушали с чувством напутственное наставление и получили от него в дар книгу преподобного Ефрема Сирина. Подчиняясь послушанию, мы твердо и с верою уповали на Того, кто сказал: «Где два или три соберутся во имя Мое, там и Я посреди их».

Соловецкий пароход доставил подвижников в Архангельск. Денег на дорогу до Ульянова не было. Настоятель благословил отцов Паисия и Феофилакта, казначея и эконома монастыря, просить средства на устроение обители у богатых жителей Архангельска, но на первых порах те получили отказ. Однако Господь не оставил их, постоянно являя Свою милость, помощь и покровительство. Промыслом Божиим, именно в это время в Архангельск приехал племянник Настоятеля, который пожертвовал первые 200 рублей для нужд Ульяновской обители. На пожертвованные деньги монахи купили не билеты на пароход, а необходимые принадлежности для столярного ремесла; чуть позже один архангельский купец пожертвовал им несколько ящиков сальных свечей, мыла и спичек. Со всей своей кладью они, с милостивого разрешения управляющего пароходной конторы, ехали по Северной Двине до устья Вычегды на барже, привязанной к пароходу, на бочках с солёной сельдью, терпя в пути многие неудобства – но не тратя денег на проезд. И эта возможность ехать без платы тоже была Божией милостью. Потому что вначале управляющий пароходной конторы и слышать не хотел о том, чтобы помочь монахам. Иеромонах Паисий и иеродиакон Феофилакт смиренно поклонились управляющему, дали ему, больному, просфору от Соловецких Чудотворцев на телесное здравие, после чего тот быстро выздоровел и решил помочь монахам.

Через некоторое время подвижники ненадолго разделились. Заботясь о материальном состоянии обители, Настоятель благословил отцов Паисия и Феофилакта отправится в Устюг для сбора пожертвований. Благотворители нашлись и в Устюге, и в Устьсысольске, где отцы-строители воссоединились, чтобы вместе приехать в монастырь.  

Летописец монастыря свидетельствует, что ещё в пути: «Невольным образом, как-то независимо от самих себя, начала водворяться в нас дума об интересах обители, как о своих собственных. И чем ближе подвигались мы к цели, тем более крепчала и мужала эта дума».

Наконец все подвижники добрались до места назначения. Это произошло 1 августа 1866 года, в день, когда Церковь вспоминает Исхождение (вынос) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и совершает празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Нищета и не благоустроенность царили в Ульяновской обители везде и во всём. Ветхие здания, закоптелые потолки, рамы с разбитыми стеклами, отсутствие самого необходимого.

Более всего поразила иноков скудость, царящая в храме: измятые подсвечники и лампады, кадило с порванными цепями, истрепанные богослужебные книги, ветхие полинявшие и обветшавшие облачения. Однако храм был, были в нём и иконы, почитавшиеся чудотворными, это икона Нерукотворного Образа Спасителя и Похвалы Пресвятой Богородицы. В основу возрождения обители ещё в пути подвижники положили молитвенное делание. Сразу по прибытии в монастырь они отслужили Божественную Литургию и водосвятный молебен. С первой же Литургии службу стали петь по Соловецкому уставу, и главным занятием иноков, как и в Соловецком монастыре, стало отправление церковной службы. Вскоре Божественная Литургия в обители стала совершаться ежедневно.

Летописец монастыря свидетельствует, что все иноки сразу по прибытии в монастырь взялись за исполнение своих обязанностей; что в тяжелейшие дни: «… не возроптали наши старцы, не упали духом; они проявили в себе в критические минуты силу воли настоящих подвижников и с бодростью принялись за труд. Видя в своем назначении Промысел Божий, ….. они не усомнились в той помощи, которую с упованием ожидали от благости Всевышнего и щедрот Его. На первых же порах покровительство Божие проявилось к нам в водворении единомыслия;  все мы с одинаковою энергией стремились к цели, розни во мнениях между нами не было; все думали о предстоящем нам деле — как один человек. В том-то и заключалась наша сила».

Решив строить монастырь на новом месте, на горе над рекой Вычегдой, монахи под руководством своего настоятеля собственноручно расчищали поросшее кустарником темя горы и заготавливали лесной материал для постройки братского корпуса и церкви.

Отцы Паисий и Феофилакт, объездив ближайшие к Монастырю деревни, произвели сбор хлеба и овощей для продовольствия братии и пригласили крестьян оказать помощь в вывозке бревен из леса к месту постройки.

Уже осенью было заложено и освящено основание братского корпуса, сам настоятель обжигал кирпичи, чтобы класть печи.

Тогда же было решено организовать сбор пожертвований, и настоятель благословил отцов Паисия и Феофилакта на это трудное послушание. В монастыре отслужили напутственный молебен, призывая на помощь Господа Бога, Пречистую Богородицу, Святителя Стефана Пермского, Соловецких угодников Зосиму и Савватия. Подвижники простились с настоятелем, братией и со всеми находящимися в обители послушниками и рабочими (в то время в монастыре жило 25 человек), простились скорбно, сели в лодку и поплыли вниз по Вычегде.

На первых порах не обошлось без недоразумения. Не получая вестей от отцов Паисия и Феофилакта, в монастыре стали беспокоиться, что они бездействуют, живя в Устьсысольске. Однако они не бездействовали. Жители города, видя чистосердечные заботы иноков о монастыре, стали помогать ему, кто чем мог. Кроме того, подвижники  приобретали в городе средства своими трудами: они служили всенощные и молебны у всех, кто бы ни попросил. Они смогли изготовить несколько шелковых и парчовых риз, подризников, стихарей, воздухов, покровов и других священных принадлежностей. Дождавшись зимнего пути, они отправили в монастырь церковные принадлежности, предметы домашнего обихода, продукты. Они прислали в монастырь вина на целый год, что дало возможность ежедневно служить Литургию. Помимо этого, купеческая вдова Сидорова пожертвовала двухэтажный дом, где позднее разместилось Ульяновское подворье. Таким образом, трудами и молитвами иеромонаха Паисия и иеродиакона Феофилакта первая материальная помощь для обители пришла от уездного города Устьсысольска.

Получив в Вологде благословение епископа, отцы Паисий и Феофилакт отправились в Москву, а затем в Петербург. Впоследствии было получено разрешение Святейшего Синода на сбор пожертвований по всей России в течение 10 лет, и подвижники долгие годы безропотно несли послушание вдали от монастыря, оказывая ему неоценимую помощь. Пожертвования на благоустройство монастыря стали поступать из Вятки, Устьсысольска, Петербурга, Москвы и многих других мест. По свидетельству монастырского летописца, «велика и плодотворна была их деятельность: и не перечислить всего, сколько они переслали к нам за время своего отсутствия всякого добра для пополнения ризницы, напрестольных Евангелий, крестов, потиров и всякой церковной утвари разной ценности. Получал от них также монастырь и значительные суммы, приобретенные как сбором, так и вознаграждением за служение всенощных и молебнов». Например, были присланы массивные серебряные ризы на чудотворные иконы Нерукотворного Образа и Похвалы Пресвятой Богородицы. Когда понадобились книги для раздачи по кельям, в обитель был прислан ящик духовных книг.

Очень тяжело было инокам жить в миру. Иеромонахи Паисий и Феофилакт, истосковавшись по монастырю, писали своему настоятелю: «Ох, трудно, батюшка, в миру жить, но ещё того труднее – по миру ходить». Однако, следуя указу настоятеля, борясь с усталостью и унынием, они продолжали ходить по домам горожан и сельчан, собирая пожертвования и приобретая всё необходимое для обустройства монастыря. Благодаря их подвижническим трудам поток пожертвований в монастырь возрастал с каждым месяцем.

За труды и скорби Господь наградил и их самих, и всю Ульяновскую обитель. В 1967 году, всего через год после начала возрождения, отцам Паисию и Феофилакту в Москве были чудесным образом явлены иконы. Это были большой образ Господа-Вседержителя, размером почти два метра в высоту и метр в ширину, и два малых образа - Спасителя и Пресвятой Богородицы. Иконы были написаны на холсте и находились свёрнутыми в рулоне старой клеёнки, которую инокам пожертвовали в качестве упаковочного материала. Недоумевая о происшествии, иноки решили обратиться к митрополиту Филарету (Дроздову). Они  попали к святителю Филарету в последний день его земной жизни, были приняты им и получили от него благословение на труды. Святитель Филарет благоговейно приложился к образу Вседержителя и сказал: «Это милость и благословение Божие над вашею обителью, сохраните сию икону!». Он передал в своё благословение обители резной перламутровый напрестольный крест, освященный на Гробе Господнем. На эту икону благотворителями была пожертвована серебряная вызолоченная риза, с венцом и короной, украшенной драгоценными камнями, перламутровый крест также был вставлен в серебряный оклад.[1]

Слух о необыкновенном событии с иноками разнесся по Москве. Заручившись благословением Митрополита Филарета и разрешением Святейшего Синода, подвижники совершали молебны с явленными иконами сначала в Москве, потом и в других многолюдных городах России.

В 1870 году отцы Паисий и Феофилакт побывали со святынями в Вятке. С ними были явленные иконы и части святых мощей. Вятский Преосвященный Аполлос принял их со вниманием и любовью, сам неоднократно молился перед святынями, подавая пример своей пастве. С молящимися происходили чудесные исцеления. Просьб отслужить молебны в домах было так много, что не было возможности все их выполнить. На прощанье Владыка Аполлос распорядился торжественно провожать святыню из города крестным ходом, всему духовенству, с колокольным звоном всех церквей. По пути следования отцов Паисия и Феофилакта от Вятки до Устьсысольска в каждом селе встречали и провожали святыню с крестным ходом и колокольным звоном, при большом стечении народа, служа молебны и всеночные.

В Устьсысольске духовенство города встретило их соборно; святые мощи были поставлены в городской храм, подвижники носили их по домам, совершая богослужение. В обители, где отцы Паисий и Феофилакт не были почти четыре года, их ждали с нетерпением, встречали с крестным ходом и колокольным звоном. Встреча отцов Паисия и Феофилакта с настоятелем и братией сопровождалась нераздельною искренностью, братскою любовью и уважением. Литургию на следующий день отправляли соборно, с прибавлением службы Спасителю, в чествование явленного образа, привезенного с собою старцами. После литургии был совершен благо­дарственный молебен о благополучном возвращении старцев в обитель и всех ниспосланных им от Господа щедротах и милостях. Теперь обитель имела средства для продолжения строительства.

Подвижники понимали, что «такой успех нельзя ничем иным объяснить, как особым покровительством и милостию к монастырю Господа Бога, все устрояющего по своему мудрому изволению».

По зимнему пути настоятель вновь послал иеромонаха Паисия в Москву к благотворителям за помощью. Ещё девять долгих лет выполнял он своё нелёгкое послушание вдали от монастыря, пока не был вызван в обитель для помощи настоятелю, почти полностью ослепшему. С 26 февраля 1880 года и до своей смерти казначей иеромонах Паисий помогал Настоятелю во всём. В 1889 году на него дополнительно к прежним обязанностям была возложена должность ризничного. В эти годы была построена трёхэтажная кирпичная гостиница для паломников, освящен храм Архистратига Михаила, построен кирпичный скотный двор, гуменник с овином, кирпичный двухэтажный корпус на подворье в Устьсысольске; сгорела деревянная Успенская кладбищенская церковь и взамен был возведен кирпичный Успенский храм, развивались все отрасли монастырского хозяйства, возрастало число братии, бережно сохранялся Соловецкий богослужебный устав и правила монашеского общежития. Сам иеромонах Паисий являл для братии пример самого ревностного монашеского служения, был образцом послушания и смирения.

За подвижнические труды в Троице-Стефановском Ульяновском монастыре священноначалие не раз удостаивало его благодарности.

  • 30 октября 1867 года по указу Вологодской Духовной Консистории «за отлично-усердную службу» иеромонах Паисий был награжден набедренником.
  • 30 апреля 1875 года «за отлично-усердную службу» ему было преподано благословение Святейшего Синода
  • 17 июня 1880 года по ходатайству епископа Вологодского и Устюжского Феодосия и указу Вологодской Духовной Консистории «за долговременную и полезную службу по духовному ведомству» он был пожалован золотым наперсным крестом.
  • 10 апреля 1888 года «за отлично-усердную службу» ему преподано благословение Святейшего Синода.

В формулярных списках сохранились характеристики иеромонаха Паисия, данные ему настоятелем монастыря архимандритом Матфеем: «поведения отличнейшего, к послушанию способный и отлично благонадежный, ведет жизнь старческую, весьма назидательный». Старец Паисий был строгим постником и неутомимым молитвенником.

Архимандрит Матфей избрал его себе в преемники. Согласно определению Святейшего Синода от 15 мая 1891 года,  иеромонах Паисий был возведен в сан игумена, но не дожил до хиротесии, скончался 19 марта 1892 года.  Господь призвал его к себе на три года раньше, чем архимандрита Матфея.

Казначей иеромонах Паисий скончался 19 марта 1892 года в возрасте 74 лет. Перед смертью иеромонаха Паисия исповедал и причастил Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа его давний друг и сотрудник, духовник монастыря иеромонах Амвросий. Погребение совершил преемник иеромонаха Паисия на должности казначея монастыря, казначей иеромонах Палладий соборно.

Иеромонах Паисий покоился в часовне при Троицком соборе под чугунной надгробной плитой с надписью «На этом месте погребен Казначей Иеромонах Паисий. Происходил из мещан города Москвы. В монашество поступил в 1842 г. в Соловецком монастыре. В 1866 г. Указом Святейшего Синода перемещен в Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь на должность Казначея. В 1891 г. по определению Святейшего Синода удостоен саном Игумена. Скончался 19 марта 1892 г. на 73 году от рождения». [2] Рядом с ним через три года упокоился его любимый настоятель, архимандрит Матфей. 

Последователи отцов - строителей монастыря сохраняли обитель и братство и в полной мере разделили судьбу нашей Церкви в годы гонений.  Двоих из них Господь прославил в лике новомучеников и исповедников Российских.[3]

В 1994 году в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре возобновилась монашеская жизнь. Настоятелем монастыря стал иеромонах, а позднее епископ Питирим (Волочков). Особое внимание Владыка Питирим уделил изучению, усвоению и применению опыта отцов-строителей монастыря, ощущая их незримую помощь и поддержку. В 1994 году братией монастыря были обретены мощи подвижников, отцов-строителей монастыря. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, при большом скоплении верующих, они были внесены в Успенский храм. По свидетельству очевидцев, от мощей ощущалось благоухание, произошли исцеления.

В настоящее время мощи подвижников покоятся в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре, в храме святых Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, что под колокольней. Им ежедневно служится заупокойная лития. Богоугодная жизнь праведников засвидетельствована даром чудотворения по их кончине. В монастыре ведется книга записи чудес и помощи подвижников в разных нуждах. Многочисленные паломники обители почитают подвижников, специально приезжают помолиться у мощей, зная, что Господь прославил отцов-строителей монастыря посмертными чудесами.  

 

 

 

[1] Крест святителя Филарета в настоящее время хранится в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре, в алтаре храма Зосимы, Савватия и Германа, а одна из чудесно обретенных икон находится в иконостасе Успенского храма того же монастыря.

 

[2] Ныне эта плита находится в Успенском храме Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря.

[3] Иеромонахи Платон (Коллегов) и Мелетий (Федюнев)


Назад к списку